Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

Сибирская же­лезная дорога

Огромные изменения в экономике всей Восточной Сибири вызвала Сибирская же­лезная дорога. Строительство дороги нача­лось в 1891 году одновременно с двух кон­цов — из Челябинска и Владивостока. В 1893—1899 гг. был сооружен участок Красноярск — Иркутск. Последний уча­сток — Кругобайкальская дорога — был до­строен в 1905 году. Это позволило организо­вать сквозное движение поездов до Вла­дивостока. Рельсовый путь положил конец былой оторванности Восточной Сибири от центра страны. Резко увеличился приток переселенцев с запада. Все население Во­сточной Сибири за 1897—1917 гг. увеличи­лось более чем на 1 млн. человек и к 1917 году достигло 3 млн. человек. Особенно быстро росло население городов и уездов, оказав­шихся на железной дороге. Железная до­рога, в основном совпадавшая с направле­нием Московского тракта, усилила кон­центрацию населения в непосредственно прилегающей к ней полосе.

Проведение железной дороги сильно ска­залось на населении прнтрактовой полосы. На всем протяжении Московского тракта совсем упала роль извоза. В стране от рельсового пути конкуренцию гужевым перевозкам составило возросшее пароходное движение.

До проведения железной доро­ги извозом занималось зимой 20—30% на­селения, а после проведения — 1,5—4%. Притрактовое население, лишившись зара­ботка от перевозок, переключилось на зем­леделие, тем более что железная дорога создала спрос на сельскохозяйственные продукты для вывоза.