Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

Канская лесостепь

Восточная (Канская) часть Центрально-Красноярского района расположена в пределах лесостепи и примыкающих к ней подтаежных территорий. Сильно расчлененный рельеф предгорий Восточных Саян постепенно переходит в холмисто-увалистую равнину Предсаянского прогиба, который на севере смыкается со Средне-Сибирским плоскогорьем. Пло­дородные почвы (черноземы и серые лес­ные) издавна используются здесь под зем­леделие; оно все дальше распространяется на север и в предгорья. В некоторых ме­стах распаханность территории дости­гает 40%.

В этом районе сосредоточено 1/5 населе­ния, около 20% товарной продукции сель­ского хозяйства и около 1/6 промышлен­ной продукции Красноярского края. Здесь добывается бурый уголь, заготовляется лес (лесом покрыто 65% территории), раз­вита лесохимическая промышленность, ве­дется переработка сельскохозяйственной продукции. Запасы бурого угля очень ве­лики, мощность его пластов достигает 40—50 метров. На основе этого месторождения, которое уже дает народному хозяйству 7 млн. тонн в год, работает мощная ГРЭС. На севере от Канска почти нетронутыми ле­жат в недрах миллиарды тонн каменной соли; ученые считают, что здесь есть и ка­лийные соли, столь необходимые сельско­му хозяйству Сибири. Эти соли могут стать также сырьем для химической промыш­ленности.

Канская лесостепь — это район высоко развитого земледелия и животноводства. На удобных пахотных землях в бассейне Кана, по его левым притокам, возделы­вают яровую пшеницу, технические куль­туры — коноплю, махорку, а также кукурузу, овощи, картофель. Здесь же находятся крупные молочные преприятия, основное поголовье овец, крупнейшая в крае птицеферма. Недалеко от железнодо­рожной станции Солянка размещается зо­нальный научно-исследовательский инсти­тут сельского хозяйства.

Недавно через Канский район проходи­ла только Транссибирская железная до­рога. Теперь его пересекает и Южно-Си­бирская магистраль. Кроме того, желез­ная дорога прокладывается также от стан­ции Решеты на Ногучаны. Таким образом, создается железнодорогкная сеть, которая позволит вовлечь в промышленное освое­ние обширные массивы лесов, еще почти не тронутые человеком.