Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

Какую роль сыграл ислам

Изменениям в хозяйственной структуре сопутствовали и изменения в социальной жизни, выразившиеся в замедлении темпов дальнейшего развития феодальных отношений; с усилением кочевничества в хозяйстве консервировались и патриархально-родовые отношения в общественной жизни. Но в целом в исследуемый период социальные отношения у кочевого и полукочевого населения Семиречья, как и в Южном Казахстане, оставались по-прежнему более развитыми, чем в других районах Казахстана, на что помимо внутренних процессов развития жизни у местного населения оказывал некоторое влияние и фактор вхождения в состав втого государства районов городской и оседло-земледельческой культуры на юго-западе и юге. Важно отметить в этой связи постоянное стремление могулистанских правителей найти выход — путем войн или мирных контактов — к земледельческим и городским центрам Южного Казахстана, Средней Азии и Восточного Туркестана.

Исследованиями советских историков, начиная с Б. Я. Владимирцова, доказано, что социально-экономическое развитие у монголов и других кочевников шло по общему пути. Феодальные отношения у них развивались в соответствии с общими закономерностями исторического развития общества. Анализ классового состава, социальной структуры населения Могулистана (и Юго-Восточного Казахстана в том числе) в XIV— XV вв., характера владения основным средством производства и форм эксплуатации трудовых масс скотоводов и земледельцев путем сложной системы налогов и податей показывает, что оно шло по общему пути общественного развития, что в исследуемое время оно достигло уровня довольно развитых феодальных отношений, сочетавшихся с пережиточными элементами патриархальности. Это последнее является особой отличительной чертой феодализма в обществе кочевников и полукочевников вообще: хотя феодальные отношения — главные, определяющие, но им сопутствуют многие элементы пережиточных укладов. Но вместе с процессом стирания этнических граней, смешения родов и племен, вместе с формированием более высокой этнической общности — народности — стирались и пережиточные элементы в системе общественных отношений и утверждались феодальные отношения. Эти процессы, как известно, параллельны. И как до самого позднего средневековья оставалось в Казахстане деление на роды и племена, так сохранялись и патриархально-родовые пережитки в социально-экономических отношениях, в целом феодальных.

Таким образом, можно сказать, что фактор классового неравенства определял социальную структуру и общественную жизнь государства могульских ханов (в том числе и Юго-Восточного Казахстана). Хозяйственной основой государства являлось сочетание кочевого и полукочевого скотоводства с земледелием (в том числе и в его основной части — Юго-Восточном Казахстане); социальной основой были, хотя и опутанные патриархальными пережитками, феодальные отношения, базировавшиеся на крупной поземельной собственности на пастбища и пахотные земли (в ее различных категориях, начиная от поземельных условных владений и кончая частной собственностью в чистом, безусловном, виде) и частной собственности на скот.

Большую роль в развитии феодальных отношений Юго-Восточного Казахстана и Могулистана в целом играл ислам, в котором эксплуататорский слой нашел большую опору и поддержку в деле угнетения народных масс.