Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

Наилучшие пастбища той страны

Скотоводство носило в основном полукочевой (яйлажный) характер. Источники сообщают, что при появлении тимуридских отрядов местное население могло легко сняться с места и уйти в глубь страны или укрыться в труднодоступном месте. Часто откочевывал только агрук, невоинский состав племени (женщины, дети, старики и сопровождающие их лица) со всем имуществом, обозами (бонеха) и скотом, а вооруженный мужской состав племени, составлявший феодально-племенное ополчение вождя племени (эмира или бека), задерживал наступление противника и принимал на себя его удар.

Так, например, сообщая о нападении войск Улугбека на Шир-Мухаммад-хана, Мирхонд пишет, что гурты овец (галла), табуны лошадей (рама), обозы (бонеха) со скарбом (аскал), грузами (ахмал) и различным имуществом (амвал) вместе с семьей, слугами и прочей челядью (куч ва хашам) — все это было переправлено в безопасное место , а сам хан вступил с оставшимся при нем войском в сражение с Тимуридами.

В источниках нет сведений о сезонных перекочевках и их маршрутах, но общее представление об этом можно получить по косвенным данным, которые говорят, что перекочевки носили примерно такой же характер, как и в последующие века: с регулярной сменой сезонных пастбищ, от зимовий в предгорьях или в камышовых плавнях рек и прибрежьях Балхаша и от весенних пастбищ в степях до летних джайляу в горах и предгорьях юго-восточных горных цепей . В силу географических особенностей края для скотоводческих хозяйств Семиречья был характерен короткий радиус кочевания и более интенсивный по сравнению с кочевниками других территорий Казахстана характер использования земельных угодий. Преобладал полукочевой тип скотоводческого хозяйства с полуоседлым богарным земледелием.

В источниках названы несколько джайляу, где неоднократно заставали или искали Тимуриды могулов (походы предпринимались в основном в весенне-летние месяцы). Такими джайляу были долины Текеса и Кунгеса, ценившиеся кочевниками за превосходные пастбища. Здесь находились «наилучшие пастбища той страны» — Йулдуз (Большой — Улуг и Малый — Кичик); «Исан-Буга-хан ушел в это время на Йулдуз Могулистанский, который лежит на восточной границе Могулистана, на летние пастбища (йайлак)».

Большой известностью пользовались пастбища (алафхвар) равнины Абиш (между Чарыном и Чиликом), «которая была с давних пор местом пребывания ханов Джете и местом отдыха их войск» . Упоминаются летовки (йайлак) и зимовки (кишлак) на берегах Иссык-Куля и в других местах.