Восточная Сибирь

Географическое описание Восточной Сибири.

Этнические ядра племенных объединений

Возникнув на территории древних историко-этнографических областей — на территории расселения племен Кипчакского и Уйсуньского союзов, Ак-Орда и Могулистан в XIV—XV вв. сохранили основной этнический состав автохтонных племен древнего Казахстана. Этнической основой этих государств и Старшего и Среднего жузов казахов были одни и те же местные тюркские племена, занимавшие определенную этническую территорию, вокруг которых в течение веков в результате сложных этнических взаимосвязей сгруппировались местные и пришлые, родственные и неродственные, целые и осколочные, тюркские и тюр- кизированные (ассимилированные) племена, роды и их подразделения. Это говорит о закономерности возникновения Ак-Орды и Могулистана именно на отмеченных выше территориях древних этно-исторических областей Казахстана, о том, что определяющей этнической основой этих феодально-кочевых государств было автохтонное население.

Этнические ядра племенных объединений отличались большой устойчивостью и пребывали на своей исконной территории и в период Ак-Орды и Могулистана. Так, кипчаки постоянно были основным населением центральной части древнего и средневекового Казахстана, оставаясь цементирующей основой формировавшейся на протяжении веков народности. Они были таковыми не только в собственно кипчакском государственном объединении XI—XIII в., но и в восточной части Золотой Орды (любопытно, что войско Бату-хана названо в источнике кипчакским — монголы, как известно, включали в свои войска конные отряды покоренных кочевников; примечательно также, что арабские авторы XIV в. Ал-Асади, ал-Фурат, ал- Айни и другие называли владетелей Золотой Орды царями кипчаков ), а также в Ак-Орде, объединившей в XIV в. улусы Орда Иджена и Шайбана. Источники называют кипчаков и среди племен так называемого государства кочевых узбеков — ханства Абулхайра , наконец, они составили значительную часть казахского Среднего жуза . Не случайно на протяжении веков огромная территория во всех восточных источниках называется Кипчакской степью (Дашт-и Кипчак). Тот факт, что почти все племена, зафиксированные позже в составе Среднего жуза, входили в состав кипчакского войска Бату, в том числе аргыны и киреи, упоминающиеся также и среди подданных хана Могулистана, подтверждает мысль о том, что во многих случаях под именем кипчак нужно видеть не только собственно племя кипчак, но и воспринимать этот термин в собирательном значении, относящемся к союзу племен, эт- но-политической общности во главе с кипчаками.

Многовековая устойчивость названных племенных объединений говорит, во-первых, об автохтонности составлявших их частей, родов, племен и, во-вторых, о стабильности, непрерывности в целом (несмотря на все внешние помехи в виде агрессий, войн, разрывов сложившихся связей) процесса формирования казахской народности.

Устойчивость Ак-Орды (а власть потомков наиболее видных ее ханов Уруса и Барака сохранялась в южных районах Ак-Орды и после 20-х гг. XV в., когда на остальной территории выделилось несколько феодальных улусов, наиболее крупным из которых было ханство Абулхайра ) объясняется тем, что в ее основе лежала этническая прочность фактически сформировавшейся народности в одной из ее крупных частей — Среднем жузе, вычленение которого можно видеть уже в Ак-Орде. Многочисленность феодальных владений, улусов, государственных новообразований, неустойчивость границ даже наиболее крупных из них — не столько результат отсутствия этнической общности населения, сколько слабости феодального государства, следствие феодальных усобиц, децентра- лизаторской политики удельных правителей, недостаточности хозяйственных связей в феодальном, особенно кочевом, обществе.